среда, 29 июля 2009 г.

Ибн ар-Раванди


Изречения средневекового персидского мыслителя Ибн ар-Раванди (ум. в 910 г.)


Ибн ар-Раванди о разуме:


«И мы, и наши противники считаем твердо установленным, что разум - это величайшая благодать, ниспосланная богом своим тварям, и что разумом же познаются и господь, и исходящие от него виды благодати. Благодаря разуму оказываются возможными повеление и запрет [божий], прельщение и устрашение. Если посланник божий приносит подтверждение тому, что разум считает благим или дурным, должным или предосудительным, то для нас отпадает всякая необходимость принимать во внимание доводы посланника божьего и откликаться на его призыв, так как мы обойдемся без него тем, что есть в разуме, и посланничество такого рода - ошибка. Если же он приносит нечто противоречащее тому, что разум считает благим или дурным, дозволенным или предосудительным, тогда для нас отпадает необходимость признавать его пророческую миссию».


Ибн ар-Раванди о паломничестве:


«Все это вещи, в которых с точки зрения разума нет никакой необходимости. В самом деле, ведь разницы между ас-Сафа и аль-Марва не больше, чем между [скалами] Абу-Кабис и Хара, и обхождение [священного] дома (Каабы.- А. С.) ничем не отличается от обхождения любого другого».


Ибн ар-Раванди о чудесах пророков:


«Если известия о них передаются небольшим числом людей, то здесь вполне допустим сговор лжесвидетелей».


Ибн ар-Раванди о пророчестве Мухаммеда:


«Не исключено, что одно из арабских племен оказалось более красноречивым, чем все остальные, что в этом племени одни оказались более красноречивыми, чем другие, и что среди этих последних оказался один - самый красноречивый... Но даже если допустить, что данный человек превзошел своим красноречием всех арабов, то разве это может быть сколь-либо веским доводом в глазах неарабов».


Ибн ар-Раванди о вмешательстве ангелов при битвах:


«Ангелы, ниспосланные Аллахом в день битвы при Бадре для поддержания пророка, как вы утверждаете, хотя их было много и сила их соединилась с силой мусульман, оказались настолько слабыми и беспомощными, что убить им удалось не более семи - десяти мужей». И далее: «А где были ангелы в день битвы при Ухуде, когда пророк, струсив, притаился среди мертвецов? Что же они не помогли ему при этих обстоятельствах?»


3 комментария:

  1. Ар-Раванди вырывал из контекста, как это делают многие и сегодня. поэтому говорить о настоящем смысле аятов или действий, основываясь на этих фразах, неразумно

    ОтветитьУдалить
  2. "вырвал из контекста" самый любимый ответ мусульман на неудобные вопросы.

    ОтветитьУдалить
  3. А все таки, почему Мухаммед пророк и его слова, слова Бога (т.е. коран) ?
    Если сравнивать Мухаммеда с другими пророками (Моисей например), то можно видеть, как Бог показывал людям, что Моисею можно верить: Красное море расступилось по поднятию жезла, 7 египетских казней, мана небесная, которой питались люди в течение нескольких лет.
    А как показал Господь, что Муххамед пророк ?

    И еще прежде Сам Господь предупреждал, через пророка Иеремию, что далеко не все, кто называет себя пророком, являются на самом деле таковыми: Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер 14: 14)

    как можно признавать пророков начиная от Адама, Ибрахима, Мусы и т.д видя знамения от Бога. И без проверки принимать изречения Мухаммеда ?
    Получается мы не находим ни свидетельств о нем у пророков, ни чего-то необычного и достойного упоминания в его деяниях, способного вызвать веру в него и его пророческую миссию.

    ОтветитьУдалить